"Это геноцид русскоязычных". Как в первый день закона его соблюдают в магазинах столицы
"Страна" проверила, как в Киеве применяется вступившая в силу норма закона о тотальной украинизации, которая переводит всю сферу обслуживания на украинский язык.
Мы посетили несколько самых крупных сетей супермаркетов. В большинстве кассиры говорят на украинском, но есть и такие кто переходит на русский, когда слышит, что клиент говорит на русском.
В отдельных супермаркетах есть консультанты которые разговаривают на русском.
Супермаркет "Novus", консультант отдела бытовых товаров разговаривает исключительно на русском. На вопрос, были ли клиенты которые просили разговаривать на украинском, девушка говорит, что мы первые кто вообще об этом спросил. С разговора становится понятно, что она даже не слышала о вступлении в силу нормы которая требует чтобы она разговаривала на украинском языке.
В супермаркетах "Сильпо" и "Ашан" кассиры и персонал разговаривает на украинском. К слову, в "Ашане" начали использовать схему "Эпицентра" при продаже товаров которые попали под запрет. В зале супермаркета установили стол, на котором клиент подаёт заявку на онлайн заказ, и нужный ему товар приносит консультант.
Также в больших супермаркетах есть островки на которых зачастую продают всякие безделушки. Большинство кассиров на таких островках разговаривают на русском языке.
Марина продаёт аксессуары к мобильным устройствам. Разговаривает на русском, даже с теми кто к ней обращается на украинском. На вопрос, не было ли проверок, или активистов, девушка говорит, что не было.
Также "Страна" посетила один из магазинов киевского предпринимателя Алексея Давыденко, который после вступления в силу новых норм языкового закона объявил в своей сети "мягкую украинизацию" и пригрозил увольнением свои сотрудникам, которые откажутся говорить по-украински с посетителями.
Речь идет о розничной сети магазинов медтехники "Ридни. Медтехника".
Продавец Неля, разговаривает исключительно на русском. О заявлении владельца сети, что он будет увольнять если его работники не будет говорить на украинском, она сказала так: "Все боятся больших штрафов. Но я считаю, что это геноцид русскоязычных".